В Великобритании успешно прошел испытания Tornado — первый паровой локомотив XXI века. Пять дней назад он был представлен публике в Национальном железнодорожном музее в Йорке, а через полтора месяца начнет водить специальные поезда.
Локомотив Tornado, бортовой номер 60163, осевая формула 4-6-2, принадлежит к типу Peppercorn Class A1, разработанному Артуром Пепперкорном для Лондонской и Северо-Восточной железной дороги после Второй мировой войны. В 1948-1949 гг. на Дарлингтонском и Донкастерском заводах было построено 49 таких локомотивов. Мощные машины, рассчитанные на 15-вагонные составы весом 550 т, развивали скорость до 160 км/ч.
Ни один из этих паровозов не сохранился до наших дней. Последним был разделан на металл 60145 Saint Mungo — в 1966 году. Если локомотивы других типов (в том числе и куда более ранних) еще можно было найти и восстановить, то от Peppercorn A1 не осталось даже полного комплекта чертежей.
И 18 лет назад группа энтузиастов решила возродить истребленный вид и построить 50-ю машину этого типа. Не точную копию А1 образца 1948 года, не фантазию “по мотивам”, а логическое развитие конструкции. 11 ноября 1990 года был зарегистрирован A1 Steam Locomotive Trust, которому предстояла очень нелегкая работа.
Начали с чертежей. Вначале обмерили сохранившийся паровоз родственного класса Peppercorn A2, затем скопировали и оцифровали всю техническую документацию, имевшуюся в архиве Национального железнодорожного музея.
Сразу было решено внести изменения в оригинальную конструкцию — заменить клепаный котел на сварной, а медную топку — на стальную (к слову, сварные котлы и стальные топки были на паровозах Южной железной дороги, построенных гораздо раньше, чем Peppercorn A1).
Другие изменения коснулись главным образом рамы — ее решили сделать неразборной — и ходовой части. Кроме того, для соответствия новым стандартам безопасности пришлось укоротить будущий Tornado ровно на один дюйм.
Пока трудились чертежники, в трест обратился аргентинский инженер Л. Д. Порта, много лет работавший над повышением эффективности паровых машин. Он предложил превратить новый паровоз в своего рода испытательный стенд для проверки своих идей. Предложение было отклонено — в первую очередь потому, что трест не собирался строить принципиально новый локомотив. Сам Порта считал, что реальную эффективность “нового пара” можно будет определить после того как Tornado пройдет 20 тысяч миль. Такие ходовые испытания обошлись бы слишком дорого.
Строительство Tornado началось в 1994 году. В 1996-м была готова рама, в 1997-м на нее установили внутренний цилиндр, монтаж ходовой части завершился только в 2002-м, а в 2005 году в мастерских Германских железных дорог в Мангейме приступили к постройке парового котла. За эти годы трест успел принять и отменить решения об использовании резервного тендера знаменитого паровоза Flying Scotsman и о переводе с угольного на нефтяное отопление. В итоге Tornado, полностью собранный в феврале нынешнего года — стал классическим угольным паровозом полностью новой постройки. Его тендер отличается от оригинального тем, что берет больше воды (27.000 л вместо 23.000 л.) и меньше угля (7,6 т вместо 9,1).
На ходовых испытаниях Tornado показал скорость 115 км/ч. В принципе он способен легко достичь 100-мильного рубежа (160 км/ч), но в лицензии, выданной Британскими железными дорогами, его эксплуатационная скорость ограничена 90 милями в час (144 км/ч). Если в будущем паровоз нанесет визит в Германию, там ему будет разрешено разгоняться до любой скорости — официальное обещание на этот счет трест уже получил.
Благородный серый цвет, который вы видите на фотографиях, по окончании ходовых испытаний уступил место традиционным цветам Лондонской и Северо-Восточной железной дороги. Эта схема называется Apple Green:
В дальнейшем Tornado могут перекрасить в другие исторические цвета — темно-зеленый (Brunswick Green), или в голубой (BR Blue). Не исключено, что через несколько месяцев он будет удостоен чести вести Королевский поезд, и на время вояжа его украсит герб династии. Но основное его предназначение — коммерческие экскурсионные рейсы для состоятельных путешественников. Пока что на таких рейсах трудятся прекрасные, но весьма почтенные паровозы, которые нередко выходят из строя.
Официальный сайт проекта http://www.a1steam.com
По материалам http://lord-k.livejournal.com/
Фото loose_grip_99 @ Flickr, jelltecks @ Flickr